Мультфильмы про искусство: дочь японского художника Хокусая, муза великих художников-авангардистов, Пикассо среди своих картин, Сальвадор Дали и его «Судьба», и другие анимационные сюжеты, которые помогут понять изобразительное искусство 1. «Мисс Хокусай» (2015) 2. «Мадемуазель Кики с Монпарнаса» (2013) 3. «Дестино» (1946-2003) (Сальвадор Дали) 4. «Минотавромахия: Пабло в лабиринте» (2004) (Пикассо) 5. «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992) 6. «25-е, первый день» (1968) 7. «Глория Виктория» (2012) 8. «Долгое путешествие» (1997) (Феллини) 9. «Любимое мое время» (1977-1982) (Пушкин) 10. «Стеклянная гармоника» (1968) 1. Первый в нашей подборке — полнометражный анимационный фильм Кэйити Хара «Мисс Хокусай» (2015) — адаптация манги Ханако Сугиуры Sarusuberi, которая выходила с 1983 по 1987 и на момент окончания имела три тома. 1814 год, Эдо. Один из самых густонаселенных городов в мире, изобилующий крестьянами, самураями, торговцами, знатью, художниками, куртизанками и, возможно, даже сверхъестественными существами. Профессиональный художник Хокусай в свои пятьдесят с лишним может с легкостью гордиться клиентами со всей Японии. Он без устали трудится в домашней мастерской, каждый день создавая неповторимые произведения искусства — от гигантского портрета Бодхидхармы на листе бумаги площадью 180 квадратных метров до пары воробьев на рисовом зернышке. Вспыльчивый, чересчур саркастичный, равнодушный к деньгам, художник потребует целое состояние за работу, которая его по-настоящему не заинтересует. Третья из четырех дочерей Хокусая, 23-летняя О-Эй унаследовала талант и упрямство отца. Она часто рисует вместо него, но никогда не оставляет своей подписи... Посредством эффектных примеров работа Кэйити Хара демонстрирует веру жителей Эдо в силу искусства. Необыкновенную атмосферу создают мистические детали, наполняющие сюжетную линию, и некоторые кадры, повторяющие работы художника Кацусика Хокусая. 2. Арт-мультфильм Амели Арро «Мадемуазель Кики с Монпарнаса» (2013) Кики с Монпарнаса — неустанная муза великих художников-авангардистов начала 20 века. Символ и легенда Монпарнаса. Актриса, художница, но прежде всего — знаменитая натурщица, модель сюрреалистов и художников Парижской школы. Анимационная короткометражка Амели Арро о богемно-артистической жизни Парижа 20-х годов прошлого века, естественно строится на живописи и графике художников, о которых идет речь. Фильм достаточно вольно пересказывает автобиографию Алисы Прен (Кики) — за четырнадцать минут перед нами проносятся мечты и надежды, желания, увлечения, взлеты, разочарования, — весь тот нескончаемый поток эмоций, что наполняли жизнь знаменитой натурщицы. Однако все эти рассуждения о жизни и успехе, живописи и кинематографе меркнут, когда на сцену выходят творцы, для которых она становилась музой. 3. Мультфильм Сальвадора Дали и Уолта Диснея «Дестино / Destino» (1946-2003) Работа над мультфильмом началась в 1945 году с творческого сотрудничества между Уолтом Диснеем и Сальвадором Дали. Раскадровку к «Destino» («Судьба» — на итальянском, испанском и португальском) рисовали в течение восьми месяцев художник Джон Хенч из студии Диснея и Сальвадор Дали, однако проект был закрыт Диснеем из-за финансовых проблем, связанных со Второй мировой войной. В 1999 племянник Диснея Рой Эдвард Дисней, который работал в то время над «Фантазией 2000», решил вернуть к жизни забытый проект. Воспользовавшись помощью самого Хенча, а также дневниками супруги Дали — Галы, группа из двадцати пяти аниматоров «расшифровала» замысловатые рисунки Дали и Хенча и воплотила проект в жизнь. 4. Кукольный анимационный фильм Хуана Пабло Этчеверри «Минотавромахия: Пабло в лабиринте» (2004) В 2004 году испанский режиссер Хуан Пабло Этчеверри снял кукольный анимационный фильм «Минотавромахия: Пабло в лабиринте». В этом любопытном мультфильме показан «внутренний пейзаж» художника: Пабло Пикассо путешествует по лабиринту своей фантазии среди собственных произведений, пытаясь скрыться от довольно жуткого кровожадного Минотавра. На пути художник встречает оживших героев «Герники», своих любимых женщин и сына Пауло. Фильм достаточно напряженный и в нем есть страшные сцены. 5. Пластилиновая анимация Джоан Грац «Мона Лиза, спускающаяся по лестнице» (1992) Один из шедевров мировой анимации. История живописи от Ван Гога до Энди Уорхола. Лента американского режиссера Джоан Грац, получившая в 1992 году «Оскар», — один из самых знаменитых анимационных фильмов, оживляющих живопись. Грац заново рисовала великие картины не краской, а пластилином. Не используя компьютера, она выразительно показала превращение одного произведения в другое, тем самым объяснив связь искусства разных эпох и направлений. 6. Мультфильм Юрия Норштейна и Аркадия Тюрина «25-е, первый день» (1968) Часто в мультфильмах сюжеты, сильно связанные с конкретным временем, развиваются в визуальной среде, опирающейся на иконографию этого времени, и здесь нельзя не вспомнить дебют Юрия Норштейна с фильмом «25-е, первый день» — картину о русской революции, строящуюся на искусстве начала первых революционных лет — живописи и гра­фике Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина. С лентой Норштейна риф­муется и снятый через 45 лет, но очень интонационно близкий фильм канадца Теодора Ушева «Глория Виктория» («Gloria Victoria»), в котором изображение войны опирается на образы искусства ХХ века. 7. Анимационный фильм Теодора Ушева «Глория Виктория» (2012) Кубизм, плакатная графика и образы с картин Пикассо, оживающие под звуки Седьмой («Ленинградской») симфонии Шостаковича. Антивоенный фильм, рисующий обобщенный образ войны, как безжалостной стихии. Андрей Хржановский В российской анимации с искусством работали много, и прежде всего этим знаменит Андрей Хржановский. В работе над его фильмами были заняты крупные художники того времени, которые сегодня считаются классиками: Владимир Янкилевский, Юло Соостер, Юрий Нолев-Соболев. Кроме того, Хржановского интересовали «дилетантские» рисунки гениев: у него есть трилогия по рисункам Пушкина, сложившаяся в полнометражную картину «Любимое мое время», короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие», а для фильма «Полторы комнаты» он оживлял рисунки Бродского. Знаменитая «Стеклянная гармоника» Хржановского, противопоставляющая искусство и власть, вся построена на классических произведениях: от прекрасных портретов эпохи Возрождения в сценах гармонии до средне­­вековых уродцев в соединении с Магриттом в эпизодах, где искусство из города изгнано. 8. Короткометражка по рисункам Феллини «Долгое путешествие» (1997) Фильм-путешествие по фантастической стране, в которой ожили эротические образы кинолент великого Феллини, а гидом выступил сам Тонино Гуэрра. По воле авторов фильма персонажи Феллини собрались вместе и отправились на волшебный остров, на котором обрели вечное счастье, каждый свое. По прибытии все выходят на берег, кроме двоих — Федерико Феллини и Джульеты Мазины. Их путешествие продолжается… Авторам «Долгого путешествия» удалось сделать почти невероятное – создать эротический мультфильм, оставляющий ощущение легкости, чистоты и смутной печали. 9. Полнометражный мультипликационный фильм «Любимое мое время» (1977-1982) Фильм Андрея Хржановского, в который вошли все три картины пушкинской трилогии режиссера: «Я к вам лечу воспоминаньем», «И с вами снова я…» и «Осень». За эту трилогию Хржановский был награжден Государственной премией РСФСР. Сюжет этих необыкновенных мультфильмов представляет собой множество фрагментов, связанных единой сюжетной линией. Все кусочки были созданы из знаменитых произведений Александра Сергеевича Пушкина, из набросков автора и небольших рисунков, выполненных им на полях своих черновиков. Для Андрея Хржановского сам черновик, его бегущая строка стали драматургической основой фильма: буквы свиваются в пейзажи и фигуры людей, небрежные рисунки на полях рукописей танцуют мазурку, спорят друг с другом и затевает интриги. Закадровый голос читает пушкинские стихи и письма, а сам поэт, изменчивый во многих своих летучих автопортретах, носится по фильму среди реальных и нарисованных пейзажей, среди старинных гравюр и петербургских скульптур — то легкомысленный, то печальный. (Стихи и прозу Пушкина читают И. Смоктуновский и С. Юрский. Музыка А. Шнитке) 10. Мультфильм о судьбе искусства «Стеклянная гармоника» (1968) Философский, аллегорический мультипликационный шедевр Андрея Хржановского о судьбе искусства. Фильм, созданный по сказке Лазаря Лагина, строится на образах мировой живописи. Люди, заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, гротескные уродливые физиономии средневекового искусства (Босх, Брейгель, Арчимбольдо) и чудовища Гойи, превращаются в прекрасные лики с полотен художников эпохи Возрождения: Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко. Аллегорично и музыкальное пространство мультфильма, созданное Альфредом Шнитке в манере полистилистики со звуковой опорой на зашифрованную нотным способом фамилию И.С.Баха — тему BACH. По сюжету мультфильм весьма непрост: зрителю показывают город, в котором живут алчные и напыщенные люди, ненавидящие все, что их окружает. Но однажды сюда приезжает неизвестный музыкант со стеклянной гармоникой, под звук которой город «оживает»... Материал подготовлен сообществом @arttraffic2

Теги других блогов: искусство мультфильмы анимация